Инновационная деятельность


Участие в межмуниципальной проектной группе "Школа Минпросвещения России"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ, 2023

При использовании данной технологии происходит развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть, сформулировать и решить проблему, развитие критического и творческого мышления. Эта технология создаёт оптимальные условия для выявления потенциальных возможностей школьников.

Примеры исследовательских заданий урока-исследования по творчеству С. Есенина «Голубая Русь Сергея Есенина».
1.   «Цветопись в творчестве поэта». Групповая форма работы.
        1 группа: найдите «одетые в золото» есенинские строки (отрывки из стихов «Закружилась листва золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Топи да болота…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»).
        2 группа: найдите «цвета радуги» малой родины («Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Запели тесаные дроги…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «С добрым утром!», «Черная, потом пропахшая выть…»).
        3 группа: «Синий» вопрос, любимый цвет поэта. Вспомните «синие» строки. («Синий туман. Снеговое раздолье…», «Заметался пожар голубой…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Я по первому снегу бреду…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Голубень», «За темной прядью перелесиц…», «Я покинул родимый дом»).
2.  Найдите подтверждение следующим словам С. Есенина «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и образность».
         1 группа: в лирике С. Есенина есть и движение, и звуки, и краски. Исследователь Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок…». Согласны ли вы с этим? Найдите примеры изображения запахов. («Спит ковыль. Равнина дорогая…»).
         2 группа: «Сочинитель бедный, это ты ли сочиняешь песни о луне?». Насколько оригинальны, даже неожиданны в стихах Есенина образ луны (месяцы)?
         3 группа: мировосприятие Есенина складывается под влиянием русской природы. Природы и родина для поэта не просто однокоренные слова. Это неразрывные понятия. Как Есенин изображает природу? («Поет зима – аукает…», «Отговорила роща золотая…»).
3.  «Русь моя, кто ты?». Как отвечает на свой вопрос сам поэт, по-разному обращаясь к Руси, родине в своей поэзии?
          1 группа: «Запели тесаные дроги…», «О Русь – малиновое поле…».
          2 группа: «Тебе одной плету венок…», «О Русь, покойный уголок».
          3 группа: «Где ты, где ты, отчий дом…», «Синий, синий мой цветок…».
4.   Какие стихи, на ваш взгляд, выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы». Общее задание - чтение стихотворений по выбору.
5.   Сочинение-миниатюра «Край любимый! Сердцу снятся…». Что, на ваш взгляд, «самое есенинское» в стихах поэта о России.
6.   Какая она, есенинская Русь? Лирический «автопортрет» поэта.


Лингвистические задачи


ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ, 2023 год

Создание методических материалов с  использованием цифровых образовательных ресурсов, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (использование ИКТ в проектной работе педагога, ученика).


Развитие читательской грамотности, 2022 год






При современном развитии науки и техники, при увеличивающемся объеме информации,  которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование.  Одним из путей такого совершенствования является разработка и применение технологии моделирования обучения.
При этом велика роль изобразительной модели как одного из приемов анализа художественного текста с целью демонстрации образной силы и глубокой эмоциональности нашего языка.
Л.М. Фридман отмечает: «Абстрактные понятия не наблюдаемы, но с помощью разъяснений, жизненных, знакомых примеров («наглядных примеров») мы можем создать наглядное представление о том или ином понятии... на основе изучения их существенных свойств, их взаимодействия с другими объектами можно построить чувственно воспринимаемую модель...»
Моделирование обучения - это последовательность мыслительных операций,  это логическое построение, которое  раскрывает  содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит  практическим  руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальней­ший анализ.
Еще академик А.А. Потебня размышлял о сходстве процесса образования слов с созданием живых представлений. А это обязывает учитывать все самые разнообразные впечатления от воздействия слова–символа в тексте.
Прием моделирования обеспечивает наглядность скрытых от прямого наблюдения образов, символов, деталей, на которые необходимо обращать внимание при анализе художественного текста.  Разные типы моделей (образные, аналитические, учебные иллюстрации, графические, визуально-компьютерные) делают доступными для наблюдения учащимися все компоненты урока: структура текста, деятельность писателя, деятельность читателя - способствуют повышению уровня художественного восприятия текста  и  читательской культуры в целом.
Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании образной картины исследуемого текста  и  составлении  модели.  В таком случае они постигают смысл художественного текста.  
Методика использования приемов моделирования  в общем виде такова:
1.    Подготовительный этап. Адекватное понимание текста.
2.    Основной этап. Перевод текста на знаково-символический процесс с помощью вещественных, графических или визуально-компьютерных средств, приводящих к построению модели. Этот этап делает видимым связи и отношения, спрятанные в тексте, способствуя тем самым поиску и нахождению его структуры. Кроме того, оптимальным условием для обращения к приему моделирования является учебный диалог, способствующий проявлению детской инициативы и выявлению индивидуальных читательских версий. Учитель при этом должен понимать, признавать и принимать личность учащегося, учитывать     его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции.
3.    Этап создания модели. Предоставить возможность для создания собственного восприятия текста. Важно, чтобы модели-схемы не «спускались сверху», а рождались или осмысливались в живом процессе освоения учебного материала.
4.    Защита модели.
Особую ценность имеет тот факт, что создание модели предметной, (образной и аналитической; графической, визуальной), сочетается  с моделями словесными, кинестетическими, текстовыми и т.д. Это создает благоприятные условия для освоения учебного материала для детей разных психологических типов, обладающих разным уровнем логического и абстрактного мышления и разным жизненным и читательским опытом.

Визуализация читательских впечатлений и аналитических наблюдений в виде разного рода моделей позволяет учителю организовать на уроке обмен читательскими версиями и наблюдениями, что способствует обогащению коммуникативного пространства урока .и повышению уровня взаимопонимания учащихся.
Всегда интересно пронаблюдать, как реализуется слово в тексте и какие отклики этот процесс вызывает у учащихся.
Важно также, что созданные на уроке или в процессе выполнения домашних заданий модели, помогают «восстановить» наиболее значимые этапы освоения учебного материала: к этим моделям можно впоследствии неоднократно обращаться, «прикладывая» их к новым произведениям и новым поворотам учебного материала.
Таким образом, метод творческого моделирования может с успехом применяться на уроках по анализу художественного текста. Он находит отклик у учащихся, способствует постижению глубинных слоев произведения.



Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Участие в методическом мероприятии корпорации «Российский учебник», 2018 г

Реализация основных идей и требований ФГОС основного и среднего общего образования на уроках литературы

 «Основы финансовой грамотности» 

VIII областной конкурс методических материалов, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности –  участник 2016 г.


Сертификат участника первой международной образовательной научно-практической он-лайн конференции "Новая школа-мой маршрут"


Участие в Вебинарах от Инфоурока:


-Роль семьи и учреждения в организации медиабезопасности детей


- Современные подходы к профессиональной деятельности педагога;


- Роль педагога в формировании личности школьника;


- Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС



Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы

Методическая тема 2022 года
(Выступление на РМО учителей русского языка и литературы, 2022 год)  
«Концепция филологического образования»

 «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся»
Методическая тема 2021 г.
(Выступление на РМО учителей русского языка и литературы, 2021 год)  
Цели моей работы:
-        повышение мотивации обучения,
-        развития познавательной активности учащихся,
-        стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
-        воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
-        вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
-        повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ   

далее



Использование интерактивного устройства Mimio Studio на уроках русского языка и литературы

Методическая тема (2020 год)
(Выступление на РМО завучей, 2020 год)  

Привлечение современных интерактивных средств и технологий поможет существенно повысить мотивацию школьников, обеспечить прочное усвоение учебного материала

«Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения» - Коменский

Интерактивное устройство   в совокупности с персональным компьютером - это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности

Далее


Моделирование как один из приёмов анализа художественного текста



 Опыт совместной работы IT-активных педагогов в рамках I Всероссийского интернет-фестиваля «PRO-движение»

В 2017-2018 учебном году компания Microsoft реализовал проект «Академия учителей», который проводился совместно российским представительством компании и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Этот проект охватил 46 регионов России, в состав которых вошла Челябинская область. Один из проектов - «Грамотный покупатель» - позволяет учащимся освоить  оптимальные подходы к совершению покупок. В УМК по курсу «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» определены основные направления исследования по проекту «Грамотный покупатель», представлены постановка задачи, задачи проекта, порядок работы над проектом. Творческая группа состояла из двух учителей информатики и двух учителей русского языка и литературы из таких мест России, как Воронеж (Кремер О.Б.), Петрозаводск (Куличенко А.В.), Прионежский район (Комарова Т.В.), Челябинская область (Максимова Л.А.) Был разработанWeb-сайт «Поможем юному покупателю стать грамотным» для методической помощи учителям-предметникам  в использовании проектных методов обучения на примере работы над проектом «Грамотный покупатель», позволяющим учащимся освоить  оптимальные подходы к совершению покупок. 



Опыт совместной работы IT-активных педагогов в рамках II Всероссийского интернет-фестиваля «PRO-движение»




  
«Роль сайта образовательного учреждения как инструмента открытости и гласности деятельности общеобразовательного учреждения»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования» (ГБОУ ДПО ЧИППКРО), 2019 год
Содержание работы:

1. Введение
2. Основная часть
  - Нормативно-правовые аспекты поддержки сайта
· Федеральный проект "Информатизация системы образования"
 · Требования закона РФ к школьному сайту
· О размещении информации об учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.
· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
  - Административная компонента ИОС
 · Создание единого информационно - образовательного пространства в образовательном учреждении.
· ИКТ – новая технология управления в образовательном учреждении
- Типовая структура школьного сайта
 - Официальный сайт образовательного учреждения
 3. Заключение
4. Литература

Читать далее

Свидетельство о публикации работы "РЕФЕРАТ  по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Организация и осуществление экспертной деятельности в образовании» на тему: «Роль сайта образовательного учреждения как инструмента открытости и гласности деятельности общеобразовательного учреждения», 2019 год.



«Интернет - фестивали на портале "Сеть творческих учителей"

  • "Учитель. Педагог. Мастер»
  • Виртуальная Экспозиция Мастерская мультимедийных уроков ВиЭксМ 2011"
  • Совместное творчество "История моей страны в судьбах моей семьи" 
  • Интернет-проект "Незабытые песни о незабытой войне" 
  • Интернет фестиваль "К вершинам мастерства - 2"  
  • Интернет-фестиваль "К вершинам мастерства - 3"  
     

Публикация  на портале ИнтерГуРу



Использование материалов ЕКЦОРов на уроках русского языка и литературы 

Муниципальный учебный семинар (мастер-класс)
по обмену педагогическим опытом
 Место проведения: ММЦ,  22 марта 2012 г
Категория участников: представители школьных команд, учителя прикрепленных ОУ, победители ПНПО
Литература 9 класс. Биография А.С. Пушкина. Конспект урока. Методические рекомендации. Презентация




Публикация  на портале Всероссийского Интернет-конкурса педагогического творчества



Участие в семинаре

"Современные подходы к обучению русскому языку и литературе 
в условиях внедрения ФГОС", 2013 год 

Участие в конференции


Приоритетный национальный проект "Здоровье"